Каждый человек, который хочет организовать собственный бизнес просто обязан составить бизнес-план. Благодаря этому документу можно предварительно просчитать все риски и возможную прибыльность организации. Именно он позволяет четко понять все этапы продвижения своего дела и основные факторы его успешного развития.
Что такое бизнес-план
В свою очередь следует разобраться, что такое бизнес-план его цель, функции и задачи. Бизнес-план содержит подробно разработанные данные обо всех сторонах проектирования жизнедеятельности определенной организации. Его разрабатывают и используют:
- Как проект капиталовложения,
- Для рассмотрения методов дальнейшего управления компанией,
- Для осуществления финансовой политики.
Данный документ будет действующим для всех сфер деятельности с небольшими видоизменениями. Бизнес-план представляет собой одну из сторон мониторинга дальнейшей работы организации.
Для каких целей составляется
Бизнес-план любого проекта составляется для руководящих лиц, в следующих целях:
- В первую очередь, для оценивания возможностей развития компании,
- Во вторую, для привлечения потенциальных инвесторов или кредиторов,
- В третью очередь, для финансовой поддержки от государства.
Бизнес-план оказывается большим по объему документом, который становится для руководства определенной альтернативой к дальнейшему управлению организацией.
Виды бизнес-плана
Проект бизнес-плана, в зависимости от сферы деятельности предприятия, подразделяются:
- На простые, в которых содержатся несколько разделов,
- Детальные, где подробно рассматриваются задачи, методы и решения.
Схема бизнес-плана
Но, независимо от вида, каждый бизнес-план имеет определенную схему с четко распланированным содержанием.
1. Титульный лист
Каждый документ начинается с титульного листа, где указывается
- наименование организации,
- её адреса (юридический и фактический),
- телефоны и данные руководителей,
- дата создания,
- исполнитель проекта.
Если бизнес-план изначально планируется для привлечения инвесторов или кредиторов, тогда на титульный лист выносятся финансовые показатели, сроки окупаемости и доходность, а также информация о конфиденциальности.
2. Резюме
Задача резюме, заинтересовать инвесторов или кредиторов, создать хорошее первоначальное впечатление, от которого зависит будущее проекта.
Резюме это краткое изложение бизнес-плана, его суть, функции и задачи, ресурсы, способы реализации, шансы на успех, размеры необходимого финансирования и т.д.
4. Постановка цели разрабатываемого бизнес-плана
Целью проекта является деятельность организации, производимая продукция или услуги, технологические процессы и самое главное преимущества от выпускаемой продукции или услуг.
Следует изложить особенности продукции или услуги, это может быть например (новые технологии, вследствии чего было достигнуто высокое качество, либо низкая себестоимость и т.д.).
5. Анализ выбранной отрасли и оценка жизнеспособности проекта в ней
Данный пункт заключает в себе:
- информацию и анализ работы в отрасли,
- возможность развития,
- внешние факторы, их влияние на развитие и конкурентоспособность проекта.
Следует указать конкурентов (название организаций и их преимущества), а также создать образ возможных покупателей, какие классы общества заинтересуют производимые товары либо услуги.
6. Оценка возможностей организации в данной отрасли
Особый интерес в бизнес-плане следует уделить данному разделу, если открывается новая организация. Этот раздел следует рассмотреть детально – это возможности развития, информация об образовании и навыках руководителей (владельцев) и персонала.
В этом разделе заключается следующая информация:
- Направление деятельности организации, производство товаров и услуг,
- Сведения об организационно-правовой форме компании, её структуре, сотрудниках, компаньонах, совладельцах, дата основания компании,
- Главные финансово-экономические показатели деятельности организации,
- Информация о форме собственности, адрес и описание зданий и помещений,
- Графики работы.
Первостепенная задача данного раздела убедить читателя в надежности идеи и дальнейшей перспективе.
7. Описание товара или услуги
В настоящем разделе рассматриваются характеристики товара, его описание и если возможно предоставить образец, либо фотографию товара или услуги, сертификаты, лицензии, гарантии на обслуживание, инструкции по эксплуатации и т.д.
8. Маркетинг–план
Уделяется огромное внимание разработке рекламной политики, ее поддержка и продвижение, прогнозируются объёмы потребления, изменение цены и качества, способы сбыта (оптовый, розничный), статус потребителя (физическое или юридическое лицо).
Большое внимание уделяют характеристикам и оценивают внешний вид, сроки годности или службы товара, безопасность как для потребителя, так и для окружающей среды.
9. Производственный план
Здесь рассматриваются производство и рабочие процессы, излагается информация о помещениях, оборудовании и рабочем персонале. Описывается очередность производственных процессов не только владельцев компании, но и партнеров, если они существуют. Составляется смета текущих затрат и анализируется себестоимость продукции.
10. Организационный план
В организационный план входит вся информация о законодательных и нормативных актах. Составляется график с детальным описанием исполнения проекта.
11. Финансовый план
В данном разделе рассматривается план расходов и доходов, движение финансовых активов и денежных средств, рассчитываются сроки реализации и баланс на первый год, инвестиционные вложения, налоговые отчисления и т.д.
12. Анализ возможных рисков
Особое внимание следует уделить оценке и способам устранения возможных рисков. Каждый из рисков должен быть объективно оценен и минимизирован путем определенных методик.
13. Приложение
В него включают копии документов, прайс–листы, табличные расчеты и т.д.
В действительности состав бизнес-плана отличается от предлагаемого бизнес-плана в теории. Каждая компания подготавливает его под свои конкретные нужды. Поэтому одинаковых бизнес-планов не бывает, так как их особенное качество – индивидуальность.